В 2016-2017 учебном году система образования претерпела большие изменения. Таких сильных изменений не было около 40 лет. Попробуем разобраться во всех вопросах подробно и вспомним, какие изменения вступили в силу с 2017 года, а какие Министерство образования нам обещает в предстоящем 2018 году.
Нулевой класс и 12-летнее образование
Со следующего учебного года вводится схема 12-летнего образования по принципу «0+11» и единая образовательная программа для нулевого класса. Полностью перейти на такую систему планируется к 2019 году.
Критериальная система оценивания
В классах с обновленным содержанием образования вводится новая система оценивания — критериальная. С 2018 года на критериальное оценивание перейдут 3, 6, 8, 10 классы, с 2019 года — 4, 9, 11 классы. Задача обновленного образования — научить школьников применению полученных знаний на практике.
Оценки будут выставляться согласно четким, заранее определенным критериям. Эта методика дает более качественное и объективное оценивание знаний и умений. Система развивает у школьников способность адекватно контролировать и оценивать свою работу, самостоятельно выявлять причины трудностей и устранять их.
Критериальное оценивание состоит из формативного и суммативного. Формативное оценивание определяет уровень навыков ученика, это промежуточные отметки, которые не влияют на четвертные и годовые. Суммативное оценивание проводится для выставления итоговой отметки после изучения блока материала.
Поэтапный переход на трехъязычие
С 1 сентября 2017 года в 799 школах отдельные предметы естественнонаучного цикла: физика, биология, география, химия стали преподаваться на английском языке. Для поэтапного перехода на трехъязычное образование министерство активно занимается подготовкой действующих учителей-предметников.
Пятидневная учебная неделя
С этого года уже 85% школ перешли на пятидневное обучение. В субботу проводятся занятия вариативного компонента.
Сокращение объема домашнего задания
Для школьников, обучающихся по новой системе, будет сокращен объем домашних заданий. Ученики будут тратить на домашнюю работу примерно на треть меньше времени. Согласно новым нормативам, на выполнение домашних заданий во 2-м классе будет ежедневно уходить до 50 минут, в 3-4 классах — 70 минут, в 5-6 классах — 90 минут, в 7-9 классах — 110 минут, в 10-11 (12) классах — 130 минут. На праздничные дни и каникулы не будет задаваться ничего, кроме проектных работ, задач для углубленного изучения математики и чтения художественной литературы для общего развития. Первоклассникам домашнее задание по чтению начнут задавать со второго полугодия. В дальнейшей перспективе в старших классах планируется постепенный переход от домашнего задания после каждого урока в пользу заданий на учебную четверть.
Внедрение латиницы в школах
По словам главы МОН Ерлана Сагадиева, моментального перехода на латиницу не будет — сначала период апробации ждет студентов и школьников, который должен выявить сложности перехода. Процесс апробации будет проводиться в выборочных школах, в каждом классе, в студенческой среде. Подготовка преподавательского состава начнется только после того, как пройдет апробация.
Внедрение обучения на новой графике в системе образования организованно начнется с 2020 года. Обучение определенный период времени будет вестись параллельно и на латинице, и на кириллице. Те, кто обучается на старой графике, параллельно также будут осваивать новый латинский алфавит. Таким образом, переходный период параллельного функционирования двух алфавитов будет длиться не более одного полного цикла школьного обучения — то есть 12 лет.