Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых школьником в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает образ жизни.
Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Конечная стадия выбора должна завершиться реалистичным и достаточно четким представлением о будущей профессиональной деятельности.
Основы выбора профессии закладываются еще в школе, когда на уроках выявляются способности к каким-либо предметам, а во время общения с родителями, учителями и сверстниками — личные качества. Уже в это время можно примерно определиться, в какой из основных сфер человеческой деятельности имеет смысл приложить свои силы.
Количество профессий в наши дни достаточно велико. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют: мнение родителей, совет друга, СМИ, результаты ЕНТ. Однако надо помнить, что профессиональные намерения окажутся более устойчивыми, а овладение деятельностью пройдет быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора будет являться ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Профориентационные диагностические методики, которые проводятся с учащимися, позволяют определить, к какому виду деятельности они имеют способности, наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда.